Могилёвский областной исполнительный комитет Могилевский институт МВД Республики Беларусь

Роль родителей в преодолении предэкзаменационного стресса у старшеклассников

(рекомендации для родителей)

Одно из самых важных испытаний для любого человека - это выпускные экзамены в школе и практически сразу же вступительные. Сложным является этот период жизни для молодых людей еще и потому, что они совершают ответственный шаг - определяют свою дальнейшую судьбу.

Кому-то из старшеклассников немного тревожно, а кому-то ужасно страшно, кто-то немного беспокоится, а кто-то из-за волнения не в состоянии вспомнить элементарную теорему.

Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение, эффективно взаимодействовать с незнакомыми людьми и сверстниками, как поддержать хорошую физическую и психологическую форму?

Большую роль в этот сложный период играет отношение самых близких для старшеклассника людей - родителей. Даже простая поддержка, внимание к тревогам, заботам собственного ребенка помогают значительно легче преодолеть стрессовую ситуацию.

 Подготовка к экзамену

1-    Перед началом подготовки к экзамену необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начать учить незнакомый, новый. В оставшееся время закрепить уже известное по билетам.

2-    Новый и сложный материал учить в то время суток, когда хорошо «думается», т.е. высокая работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

3-    К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.

4-    Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций.

5-    Очень полезно составлять планы, схемы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не «зазубривать» всю тему полностью «от» и «до».

6-    Если экзамен устный, лучше готовиться к нему с другом или подругой, повторять, задавать вопросы и отвечать на них, «проговаривать» весь материал.

7-    Если экзамен письменный (диктант), можно использовать запись голоса на пленку с последующим прослушиванием и написанием под диктовку.

8-    Всегда, а во время экзамена особенно, необходимо заботиться о здоровье ребенка. В это трудное время нужно хорошо питаться. Не забывайте про прогулки и спортивные развлечения. И организуйте хороший отдых - сон вашему школьнику просто необходим.

Вот уже и выучен весь материал, ребенок готов к «сражению», но опять нервное напряжение и тревога не дают ему возможности сосредоточиться. Что делать?

Дыхательная гимнастика

Важным резервом в стабилизации эмоционального состояния у любого человека является совершенствование дыхания. Нарушения дыхания зависят от внутреннего настроя человека, следовательно, упорядоченное дыхание должно оказывать обратное влияние на эмоциональное состояние. В дыхательной гимнастике существуют понятия успокаивающего и мобилизирующего дыхания. В случае сильного нервного напряжения перед началом экзамена следует использовать успокаивающее дыхание - сделать вдох и затем глубокий выдох (вдвое длиннее вдоха). Мобилизирующее дыхание (вдох-задержка дыхания-выдох) помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.

Ароматерапия

Ароматерапия - использование лечебных свойств запахов.

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Так, ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса, запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность.

Музыкотерапия

Музыкотерапия - использование лечебных свойств музыки.

Специальные исследования показали, что легкая, спокойная музыка датского композитора Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Уравновешиванию нервной системы способствует слушание фонограммы леса, пения птиц, пьес из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Лунной сонаты» Бетховена. 

Хромотерапия

Хромотерапия - использование лечебных свойств цвета.

Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, бодрят; другие - раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, уменьшает головные боли. Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность.

 

<<Вернуться на предыдущую страницу